Трамвай в блокадном Ленинграде
В «Библиотеке» на сайте проекта мы выкладывали рассказ Аллы Соколовской «Хочу на «ты» поговорить с трамваем», где подробно представлена блокадная история одного из самых «ленинградских» видов транспорта.
И действительно. Перед войной этот вид общественного транспорта занимал в городе особое место. Трамвайная сеть соединяла все районы города между собой и была построена так, чтобы пассажиры могли передвигаться без или с минимальным количеством пересадок. В начале 1941 г. планировалось построить несколько новых линий, однако в этим планы вмешалась война.
Большое количество сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления были мобилизованы, а на их место заступили женщины и дети, которые не обладали необходимой квалификацией и получали знания на месте. Трамвай стал транспортом, с помощью которого можно было перевозить раненых: были созданы специальные санитарные вагоны, где пострадавшие могли получить первую помощь. На грузовых трамваях перевозили оборудование, перевозили топливо, сырье и продовольствие. В осажденном городе трамвай был единственным видом городского транспорта.
Но к концу ноября 1941 г. ситуация стала ухудшаться. Из-за холодов и проблем с электричеством сообщение было замедлено, а зимой трамваи полностью остановились. Очевидцы вспоминали «грустные очереди» из обледеневших пустых трамваев с выбитыми стеклами. Люди были вынуждены передвигаться по городу пешком, что для обессилевших граждан было сравнимо подвигу. Об одном таком маршруте можно прочитать в дневнике О.Ф. Берггольц «Дневные звезды». А в «Блокадной книге» сохранились такие строчки:
Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов
Сотрудники Трамвайно-троллейбусного управления понимали, как городу нужен транспорт и работали над восстановлением контактной сети. Первые после перерыва грузовые трамваи вернулись 8 марта 1942 г. Они значительно помогали горожанам в уборке города после первой страшной блокадной зимы. А в середине апреля стали постепенно возвращаться пассажирские трамваи.
15 апреля 1942 г. многие ленинградцы вспоминают как настоящий праздник: возвращение трамвая стало символом возвращения надежды. Ленинградцы, увидев трамвай, плакали, смеялись и поздравляли друг друга. Это был настоящий праздник. Трамваи пошли по пяти маршрутам, так что из одной части города в другую можно было доехать с одной пересадкой. Навсегда в историю вошло имя начальника Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома в эти годы. Это Михаил Хрисанфович Сорока. Он был ответственен за восстановление трамвайного движения в городе, а также участвовал в важнейших городских проектах, таких, например, как прокладка кабеля по дну Ладожского озера и т.д. После начала войны первым делом он поручил создать вагоны для раненых, а также проложить пути к основным больницам города. Позже стали прокладывать пути к промышленным предприятиям, заводам и фабрикам.
Он написал книгу о работе трамвая в этот период под названием «Фронтовой трамвай». В книге М.Х. Сорока писал, что мечтает о появлении памятника трамваю в городе, и в 2007 г. по его инициативе на выезде из трамвайного парка №8 на проспекте Стачек был создан памятник Блокадному трамваю.
Источники:
Статья о блокадном трамвае на сайте экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта
Статья о М.Х. Сороке на сайте «Дворцы, сады, парки»
Статья о блокадном трамвае на сайте «Ленинград. Победа»
